Муниципалитет как связующее звено в деле развития ПДО на территории

«Добрый день! Подскажите, пожалуйста, получила сертификат, как только ребёнку исполнилось 5 лет. В январе появились денежные средства, а в мае их уже нет. С чем это связано, хотела отдать ребенка на секции», - читаем в одном из писем родителя. Второй родитель пишет, что «он не может получить сертификат в своем городе, хотя другие успели его получить». В этом материале попробуем разобраться, почему случаются порой такие ситуации.
Ранее мы уже поясняли, что бремя по финансовому обеспечению сертификата лежит на муниципальных образованиях. От их возможностей и политики в целом по отношению к развитию дополнительного образования на территории зависит и номинальный объем денежной составляющей сертификата, и охват детей, которые смогут воспользоваться преимуществами, предоставляемыми сертификатом.
В ситуациях, которые обозначили авторы писем, вероятнее всего, что предусмотренные муниципалитетом денежные средства были исчерпаны, поэтому в первом случае родитель увидел в личном кабинете ребенка, что средства закончились, а во втором - родитель не смог получить сертификат. Это отслеживает и сама система. При возникновении ситуации, когда объем обеспечения сертификатов, предусмотренный программой персонифицированного финансирования в городе превышен, заключение новых договоров в соответствии с положениями, предусмотренными Правилами ПФДО, становится невозможным. Исправить ситуацию возможно только в том случае, если муниципалитет предусмотрит дополнительное финансовое обеспечение сертификатов.
Возмущение родителей обосновано и понятно. Получается ситуация, мягко говоря, некрасивая, причем по всем принципам. Ведь идеология ПДО в том, что объем финансирования сертификатов персонифицированного финансирования должен соответствовать спросу, ожидаемому со стороны родителей. Муниципалитет, определяя первоначально сумму, должен быть готов к оперативному увеличению ее в случае, если спрос превысил ожидания (что очевидно в городе и произошло). Единственное, с чем при этом должен муниципалитет считаться - это общая достаточность средств в бюджете.
Сам факт, что родители сталкиваются с проблемой отсутствия средств для обеспечения сертификатов, говорит о том, что спрос на такие программы в муниципалитете превышает тот, на который выделено финансирование. Без дополнительных средств однозначно задачу охвата не решить. Напомним, что согласно Указу президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года перед муниципалитетами поставлена задача - к 2020 году вовлечь 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в занятия по дополнительным образовательным программам.
Однако, несмотря на препятствия, сертификат работает и приносит свои результаты. Он заставляет меняться учреждения, родителей и даже детей. Сами учреждения отмечают, что становятся более заинтересованными в том, чтобы предложить кружки и секции по интересам детей. Родители делятся, что сертификат позволил им стать более заинтересованными в дополнительном образовании своих детей и более тесно взаимодействовать с учреждениями допобразования. А дети, в свою очередь, благодаря сертификату получают возможность расти и развиваться в выбранном самостоятельно направлении. При включении в эту цепочку муниципалитета, как связующего звена в плане предоставления равных возможностей всем детям территории, ситуациям, подобным описанным выше, вряд ли будет место.


Практика показывает – сертификат работает, за ним будущее


Ежедневно ряды родителей, получивших сертификат на дополнительное образование ребенка, пополняются. Общее количество выданных сертификатов в 20 регионах превысило в октябре 2019 года уже 1,6 млн. Есть субъекты Российской Федерации, в которых система персонифицированного финансирования стартовала в текущем году, но в сегодняшнем материале мы остановимся на тех регионах, где ПДО действует второй и даже третий год подряд. Согласитесь, всегда важно мнение людей, кто прошел этап становления. А кому как не педагогам, знающим изнутри функционирование системы, давать оценку первым результатам.
В Вологде третий год подряд внедряется персонифицированное финансирование дополнительного образования. Проект стартовал в 2017 году. В первую же учебную четверть было выдано более 4000 тысяч сертификатов на обучение детей в кружках и секциях. В 2019 году их число превысило 9000. Большинство педагогов Вологодской области уверены – сертификат принес реальную пользу.
Людмила Калистратова, педагог дополнительного образования БОУ ДО Сокольского муниципального района, отмечает: «В объединениях технической направленности Дома детского творчества, которыми я руковожу, обучаются дети, которые используют сертификат персонифицированного дополнительного образования. Работой в системе ПФДО я довольна: высокий уровень заработной платы, заинтересованные, активные дети, хорошо технически оснащенный кабинет».
Ее коллега, Наталия Шадрина, заместитель директора МУ ДО ДЮЦ «Единство», пишет: «Сама по себе идея персонифицированного финансирования дополнительного образования детей очень хороша: видна потребность родителей в той или иной программе; гарантирована оплата труда преподавателя; работа в программе проста. Вместе с тем стоит обратить внимание, что номинал сертификата в разных муниципальных образованиях разный. В Вологде, к примеру, всего 620 рублей в месяц, а это мало, часто требуется софинансирование родителей».
Еще один из педагогов дополнительного образования, Наталья Цветкова (г. Череповец), отмечает, что система персонифицированного финансирования позволяет ребенку посещать за счет муниципального бюджета кружок по выбору, но любой направленности и охватывает все направления, начиная от технического и заканчивая социально-педагогическим. Такой механизм позволяет получить дополнительное образование для детей, чьи семьи испытывают материальные затруднения и не могут позволить себе оплачивать дорогостоящие занятия.
В Удмуртии система ПФДО действует второй год подряд. Какие изменения произошли, рассказала Ирина Пономарева, методист МБОУ ДО КПЦ «Граница» (г. Ижевск): «Появление системы персонифицированного финансирования в работе педагогов в начале вызвало испуг, а затем показало все перспективы и возможности. На практике ПФДО является эффективным способом информирования родителей об имеющихся кружках и секциях, о возможностях устроить своего ребенка на интересные программы дополнительного образования, представленные в муниципальном образовании.
В любой работе есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, работа педагогов усложнилась, не во всех сельских районах система работает, местами не хватает технических и кадровых ресурсов. Но, с другой стороны, появление данной системы – это необходимость, продиктованная временем. Дополнительное образование стало более открытым и доступным. Данная система помогает собрать всю информацию о дополнительном образовании воедино, не дублируя ее, дает возможность детям выбрать желаемые программы и направления, а родителям – узнать где, когда и чем дополнительно заняты дети вне школы.
Самое главное, что большинство программ, указанных в системе ПФДО, являются бесплатными, так как оплачиваются за счет средств сертификата. Это значит, что теперь каждый ребенок, независимо от финансового положения его семьи, сможет заниматься, кроме школы, в кружках по интересам и спортивных секциях, которые выберет сам.
На мой взгляд, большинство родителей и не знали до введения ПФДО обо всех возможностях в системе дополнительного образования, о том, куда они могут записать своего ребенка».
Напомним, сертификат дополнительного образования – это официальное подтверждение возможности каждого ребенка от 5 до 18 лет обучаться в кружках и секциях дополнительного образования за счет средств государства. Сам сертификат не материален, это, по сути, именной номер ребенка, как СНИЛС или ИНН, любой иной документ, который идентифицирует человека. Внедрение сертификата предполагает стимулирование образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования, способных заинтересовать ребенка и быть востребованными у детей и родительской общественности.


Система дополнительного образования детей претерпевает изменения. На сегодняшний день уже в 20 субъектах Российской Федерации у родителей имеется возможность посредством сертификата оплачивать дополнительное образование своих детей.
Поначалу система внедрения сертификата вызывала споры, со временем их стало существенноменьше, однако время от времени вопросы возникают. Вот один из примеров.
В одном из областных центров весь сентябрь обеспокоенные родители спрашивали, почему нет денег на сертификатах. А когда деньги на сертификатах все же появились, хватило их совсем не надолго, многие родители даже и не заметили их мимолетного появления. Некоторые даже сравнивали ПДО с записью в больницу: вроде бы врачи приём ведут, а вот записаться к ним не получается, все талоны заняты.
Давайте для начала рассмотрим, как происходит финансирование системы ПДО. Согласно федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» это исключительная компетенция муниципалитетов. Которые, действуя в рамках своих полномочий, утверждают нормативно-правовые акты, обязательные для применения на своей территории. Это местные Положения о ПДО, предусматривающие обучение за счет средств местного бюджета, только используя механизм сертификатов. У федеральных и региональных органов власти нет полномочий в одностороннем порядке регулировать сферу дополнительного образования детей.
По сути, механизм прост: муниципалитет при формировании бюджета, учитываяколичество детей, подавших заявку на получение сертификатов, закладывает средства на обучение детей в допобразовании в текущем финансовом году. Кстати, каждый родитель, зайдя в личный кабинет на портале ПФДО, видит объем средств (потенциальный баланс), который муниципальный бюджет готов выделить на обучение его ребенка в текущем финансовом году по образовательным программам, прошедшим в установленном с региональными нормативными документами порядке добровольную сертификацию. Причем этот объем средств корректируется ежемесячно, пропорционально оставшемуся периоду обучения до конца года.
В идеале денег на обучение по сертификатам должно хватать на всех детей муниципалитета. Почему же возникла проблема, как было сказано выше? Объяснение простое: деньги город выделил, но спрос со стороны родителей оказался куда выше, чем рассчитал муниципалитет. По сути, планирование бюджета оказалось не эффективным и, по большому счету, должно быть пересмотрено. Потому что в новых реалиях системы допобразованияпланировать бюджет нужно, учитывая потребность граждан в получении услуг с использованием сертификата. Тогда равные возможности на использование сертификата будут у всех детей региона.
К тому же новая система персонифицированного подхода, как раз и направлена на развитиедопобразования, на совершенство общеразвивающих программ и, как следствие –на повышение востребованностиих среди детей и родителей. В прошлоеуходят времена, когда государство выделяло деньги всем подряд, одинаково, как профессионалам, так и случайно пришедшим в систему людям. Сегодня ставка делается на востребованных у детей и родителей учреждениядопобразования, в том числе и частные, на педагогов-профессионалов в своей сфере.


СЕРТИФИКАТ КАК НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ПРЕЖНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Государство меняет систему финансирования дополнительного образования детей. С введением сертификата на дополнительное образование у каждого родителя и ребенка появляется возможность воспользоваться правом на государственную поддержку в части оплаты кружков и секций. 

Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года определена цель – к 2020 году вовлечь 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в занятия по дополнительным образовательным программам. Это продиктовано двумя задачами. Первая – образование должно стремиться стать интересным, вовлечь каждого ребенка, в том числе тех, кто ранее по ряду причин не мог или попросту не хотел проходить обучение в кружках и секциях. С другой стороны, это требования современности. Времена меняются, соответственно новый спрос не удовлетворяется старым предложением. Именно востребованные у населения кружки и секции государство будет поддерживать материально. Причем такая схема финансирования уже внедрена во многих регионах. 

Изменения, происходящие в системе дополнительного образования, направлены на развитие и повышение качества обучения. Каждому понятно, что, если ребенку не интересно, он уйдет в другой кружок или секцию, а образовательное учреждение потеряет средства, поступающие по сертификату. Поэтому новая схема финансирования предполагает стимулирование образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования, способных заинтересовать ребенка. 

Перечень организаций, вступивших в программу персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО), размещен на портале (
https://tambov.pfdo.ru/). Каждая из организаций, внесенных в этот реестр, прошла необходимое лицензирование. Поэтому родители могут быть уверены, что ребенок будет получать полноценные услуги в проверенных организациях, которые имеют право на образовательную деятельность. 

Также стоит отметить, что с помощью сертификата можно оплатить не только программы учреждений дополнительного образования, но и кружки в школах и занятия в частных образовательных организациях. Таким образом, родитель может выбрать любой кружок или секцию, которые указаны на портале ПФДО (
https://tambov.pfdo.ru/). 
Система электронных сертификатов внедряется также в Детских школах искусств. В основном она будет распространена на реализацию краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности. 

Чтобы оформить сертификат, родителю потребуются два основных документа - это паспорт и свидетельство о рождении ребенка. Чтобы получить сертификат, следует заполнить электронную заявку на портале (
https://tambov.pfdo.ru/). 
После подачи заявки родителю придет на электронную почту письмо, в котором будут указаны логин и пароль для входа в личный кабинет. В самом личном кабинете родители увидят весь перечень образовательных организаций, предлагающих кружки и секции, и смогут подать заявку. 

Кроме того, существует и второй вариант подачи заявления на получение сертификата – это личное обращение родителя в пункт приема. 
Общероссийским народным фронтом (ОНФ) разработан комикс, который на доступном языке рассказывает обо всех преимуществах сертификата. Скачать комикс можно, пройдя по ссылке 
https://onf.ru/sites/default/files/attachment/komiks.... 

Напомним, что сертификат на допобразование предоставляется однократно и действует до достижения ребенком 18 лет. По сути, этот документ можно сравнить с любым другим, который идентифицирует гражданина, таким как СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) или ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), так как сертификат – это идентификационный код, присвоенный ребенку. 

В каждом муниципалитете утверждается свой номинал сертификата. В большинстве случаев он един для всех детей территории (исключения могут составлять сертификаты на обучение отдельных категорий, к примеру, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья). 

Важно помнить, что, если семья не воспользовалась сертификатом, деньги не обналичиваются и не возвращаются. Эти средства пойдут на развитие системы дополнительного образования, а именно на детей, которые свои сертификаты используют. 

Дополнительное образование имеет важное значение в развитии каждого ребенка. Сертификат делает его еще более доступным для всех семей нашей страны. 


Можно ли усидеть на двух сертификатах?


В нелегком и тернистом пути внедрения в регионах России сертификатов дополнительного образования родитель является главным двигателем развития. Именно его ожидания, его осознанное стремление обеспечить качественное образование для своего ребенка, будучи подкрепленное правом выбора дополнительного образования по сертификатам, должны привести к развитию системы образования. И родители отзываются на призыв государства осознать свою роль и возможности в обеспечении дополнительного образования для своих детей. Но иногда стремление дать лучшее своему ребенку заставляет направлять активность и в неверных направлениях.
Не столь часто, но все же наблюдаются случаи, когда на одного ребенка выдаются несколько (два и более сертификатов) дополнительного образования. При том, что сертификат – это, по сути, подтверждение права одного ребенка на целую образовательную траекторию и его, как, например, свидетельства о рождении, хватит и одного. Родители об этом в обязательном порядке информируются, информация не является секретной. Да и сама система выдачи сертификата не позволит задублировать сертификат, выдать на одного ребенка более одного сертификата. Система не позволит, но система – это машина, а человек пока умнее, или, по крайней мере, хитрее машины. В результате родители подают две, три и даже пять заявок на получение сертификата, меняя персональные данные ребенка так, чтобы человек, который будет эти данные проверять, в спешке (а сейчас спешка - это стабильное состояние организаций, выдающих сертификаты) подтвердил сертификат, не обратив внимание, что в свидетельстве о рождении ребенка одна циферка изменена заботливым родителем. И в результате у ребенка имеются несколько сертификатов, из которых лишь один получен законно.
И вот получилось, что у ребенка не один сертификат. Конечно, допущена ошибка от лица, принимавшего заявление. Но что это даст родителю? Как использовать оба сертификата? Что будет, если выявится, что родитель использует для получения услуг сертификат, полученный незаконно? Ведь дело не шуточное: за сертификатами стоят настоящие деньги, которые платит бюджет, получается, что родитель осознанно берет у государства деньги, которые ему не предназначались, да еще и используя для этого подложные документы...
А ошибка рано или поздно выявится: организации при зачислении детей должны сверять данные в сертификате с данными в документах ребенка.
Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей сегодня только вводится, но она глубоко продумана и имеет механизмы борьбы со злоупотреблениями. Применяет их крайне аккуратно, стараясь скорее не допустить нарушения, чем покарать за них, но решение о применении инструмента наказания остается за людьми, поведение которых может отличаться от мягкости выбранного тренда внедрения.
Разумеется, в череде сертификатов-дублей есть и такие, которые были выданы случайно, когда ни родитель, ни представитель центра выдачи сертификатов не обратили внимания, что ранее сертификат уже был выдан, а ошибка была допущена случайно. Но такие сертификаты использоваться не будут, родитель обязательно сообщит об ошибке для заморозки сертификата. Надеемся, что также поступят и те родители, которые осознав, что не стоило получать два сертификата описанным выше способом, просто решат дальше действовать лишь в соответствии с легальными способами получения дополнительного образования за счет бюджетных средств.


Полезную информацию о сертификате можно найти в группах социальных сетей


Сегодня, в век информационных технологий, нужную информацию многие родители черпают из Интернета. Тем более, если дело касается вопросов образования детей. В помощь родителям, а также всем заинтересованным лицам созданы группы в социальных сетях, в которых размещается информация по возникающим вопросам действия сертификата на дополнительное образование детей.
Напомним, что сертификат на дополнительное образование детей в возрасте от 5 до 18 лет, на получение которого имеет право каждая семья, – это персональная возможность получить бесплатное дополнительное образование для каждого конкретного ребенка. Независимо от того, какие кружки или секции ребенок выбирает, в какой организации (муниципальной, частной) он на них запишется – за его образование заплатит государство в пределах номинала сертификата. Обновление баланса сертификата производится ежегодно.
Группы в социальных сетях открыты для подписчиков «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм». Уже сегодня здесь можно найти информацию об особенностях действия сертификата, познавательные видеоролики, а также комикс, разработанный Общероссийским народным фронтом (ОНФ), который на доступном языке рассказывает обо всех преимуществах сертификата.
Кроме того, здесь будут размещаться консультации для родителей, педагогов, иных заинтересованных лиц, а также новости из регионов. Мы приглашаем стать подписчиками групп всех желающих.


Частные организации имеют возможность активно заходить в проект персонифицированного образования

Внедрение системы сертификатов на дополнительное образование детей основано на индивидуальном подходе к развитию каждого ребенка. Более того сертификат позволяет детям обучаться во внеурочное время в организациях любой формы собственности. Это могут быть как кружки и секции в муниципальных учреждениях, так и частные курсы. Зачастую потребности семей в качественном образовании удовлетворяются именно в частных кружках и секциях.
Поэтому вхождение частных организаций в программу персонифицированного образования не только возможно, но и приветствуется.
Частная организация, желающая получать финансирование по сертификатам, должна выполнить ряд тех же условий, которые предъявляются ко всем учреждениям, работающим в системе персонифицированного образования. Необходимо подтвердить свое право осуществлять деятельность по программам дополнительного образования и предложить детям качественные программы.
Эти требования обоснованы. В реестр учреждений, включенных в портал ПФДО (https://pfdo.ru/), допускаются только проверенные организации, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности. К тому же востребованные программы, оформленные должным образом – это залог доверия родительской общественности.
Все организации, которые желают работать в системе персонифицированного образования, могут войти в реестр поставщиков образовательных услуг и внести свои образовательные программы в специальный навигатор информационной системы. Чтобы стать аккредитованным поставщиком услуг, организации нужно зайти на портал ПФДО своего региона, на главной странице в блоке "Войти в систему" нажать "Регистрация". Далее заполнить электронную форму соответствии с инструкцией "Регистрация образовательной организации на портале-навигаторе" (она доступна даже не зарегистрированным пользователям в разделе "Инструкции").
Всё заявки частных организаций муниципалитет рассматривает наравне со всеми остальными и выносит решение о включении или не включении организации в реестр поставщиков на основании сформированных и утвержденных Правилами персонифицированного финансирования критериев.
Важно также отметить, что в каждом регионе действуют модельные центры дополнительного образования детей, где прежде всего оказывают поддержку организациям в преодолении пути для участия в системе персонифицированного финансирования – неправомерных отказов не будет, да и заявку можно переподавать неограниченное число раз.
Таким образом, для социально-значимого бизнеса наравне с государственным сектором созданы единые условия по вхождению в систему персонифицированного образования. А для родительской общественности - возможность дать дополнительное образование детям с учетом их интересов и пожеланий.

Управление образования и науки Тамбовской области Портал государственных услуг Российской Федерации Портал государственных и муниципальных услуг Тамбовской области Тамбовский государственный технический университет
МИЦ Новости России - Последние новости, свежие события в России и в мире Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено "Дневник.ру"-единая образовательная сеть Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ
Независимая оценка качества образования